Советы музыкального руководителя.

14.09.2018

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

«Баю-баюшки, баю

Милую свою баю,

Баю славную свою...»

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые»

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

ПОЙТЕ, КАК МОЖЕТЕ.

НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС.

ГЛАВНОЕ - С ЛЮБОВЬЮ.

ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ.

ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

«Люли-люлющки-люли

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Бабайка-

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шёлковый поясок...

Будет с нами до утра-

Спите, глазки, спать пора»

И. Демьянов

«Динь-дон. Динь-дон,

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон,

Динь-дон, Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Или это снится слон?

Динь-дон, динь-дон.

И. Токмакова

«Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке...

Позеваем сладко -

И уснём в кроватке!»

И. Демьянов

«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности. Таким образом, возникает вопрос?

  • как привлечь детей к театральным играм?
  • как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?

Важным является то, что - надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека. Загоняя его в мир страхов и сомнений.

В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.

Психика человека предназначена для активности. И нам хотелось бы познакомить вас со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему ( «в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и страшилище. Действительно ли подготовленные куклы ребенок сравнивает с выбранным персонажем? В этом надо убедиться в беседе «до спектакля» Этот метод основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.

В процессе высказывания или демонстрации «страной истории» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем, естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце), а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом...) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе. Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу - расслабление. Обычно напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положительных эмоций и пр., с другой стороны - оно настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому необходимы специальные, «вызывающие» аффект действия. Необходимость достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать необходимо, учитывать, что нельзя долго «тянуть» рассказ, и надо варьировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.

Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация( когда главному герою что либо угрожает) и развязка (герой побеждает).

Описанный метод входит в систему коррекционных приемов -куклотерапию -и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личности требуют более длительной и серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности.

Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации. Несколько лет назад в средней группе нашего детского сада мы решили поставить сказку «Колобок», используя для этого деревянные ложки. Родители помогли превратить ложки в персонажей сказки. Для большей красочности оформили их кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное - они предвосхищали знакомство детей с театром на гапите, являясь как бы его упрощенным вариантом.

Маленьким театралам они понравились. Ребята стали просить научить их управлять игрушками. Мы внесли ширму, объяснили, как надо держать куклу, как двигать ею по грядке (краю ширмы). Управлять пробовали все дети, кроме Кати, которая с интересом следила за всем происходящим, однако подойти не решалась. Мы видели, что ей очень хочется взять куклу в руки, но мешает робость, неуверенность в себе. Так продолжалось несколько занятий.

Мы понимали, что надо как-то помочь девочке, и однажды попросили Катю принести «актеров» и раздать их детям. Катя нашу просьбу исполнила, а после спектакля сама собрала игрушки и вернула их на место. И потом каждый раз, видя, что дети собираются на музыкальные занятия, бережно несла их в зал и раздавала. И хотя девочка так и не вышла с куклой к ширме она почувствовала себя участницей спектакля, выбрала роль, которую могла сыграть - роль организатора. Мы понимали, что придет время и Катя сможет побороть свою робость. Так и случилось. Примерно через полгода девочка сама подошла к куклам и выбрала зайчика (мы репетировали сказку «Теремок»). Вначале несмело, затем все более уверенно исполняла выбранную роль. Буквально через два-три занятия трудно было поверить, что когда-то она не подходила к ширме. Участие в итоге кукольных спектаклях помогло Кате побороть в себе страх, воспитать волю и характер. У нее появились черты лидера.

Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко. Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс на репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д. Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

«Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают игру в процессе детского творчества». Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, мы последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами различных систем. После того как приемы кукловождения освоены, приступаем к постановке спектакля. Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваем также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Начиная со 2-й младшей группы, работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведем параллельно. В средней группе и далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая -подвизается в качестве актеров драматического театра. Малыши сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать. Что основной закон творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате. Не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель -сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Совет музыкального руководителя

KES01KES01a

ВАШ РЕБЁНОК

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, также оказывается влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление.

На музыкальных занятиях у детей развивают музыкальный слух, вокальные и ритмические способности, а также эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, прививают эстетический вкус. Детей приучают слушать и слышать музыку, осмысливать «услышанное», и делать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. С детьми поют различные по характеру песни. В процессе пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Детей учат двигаться в спокойном хороводе или, наоборот, в подвижной пляске выразительно, ритмично, красиво, выражая в танце свои чувства и эмоции.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют, при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, а в игре создают собственные музыкально - игровые образы.

Уже в дошкольном возрасте складываются музыкальные интересы: отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, а к 6-7 годам наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где все приготовлено для успешного пребывания детей.

В данном виде деятельности мы приучаем малышей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Важно, чтобы дети на занятиях были опрятно одеты. Девочки должны быть одеты в юбки или платья, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике.

Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично.

Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Для любых случаев жизни, обувь прежде всего должна быть удобной и музыкальные занятия в детском саду не исключение из этого правила. Ни одно красивое движение или просто шаг не удастся сделать без подходящей для этого обуви, занятия вместо удовольствия будут вызывать отрицательные эмоции и портить настроение вашему малышу.

Чешки — специальная обувь для музыкально - ритмических занятий и танцев. Именно поэтому чешки занимают одно из ведущих мест при подготовке к музыкальным занятиям. У них легкая, гибкая подошва, которая не скользит и позволяет детям безопасно бегать, прыгать, выполнять танцевальные движения. Что не мало важно, материал, из которого шьют чешки — натуральная кожа, поэтому ножка вашего ребенка не будет потеть. Одно из свойств кожи — растяжение, поэтому со временем, чешка приобретет индивидуальные особенности стопы вашего ребенка и будет сидеть максимально комфортно. Эта обувь позволяет защитить ногу вашего ребенка от возможных механических повреждений и в то же время не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу, позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения.

Ни кто не спорит, что ребенку необходимо правильное формирование стопы и для этого носят обувь с четко фиксированной пяткой и подошвой, но на музыкальных занятиях дети выполняют различные движения, где им нужна гибкая стопа. В обуви с супинаторами, толстой подошвой, фиксированной колодкой дети будут неестественно выворачивать ноги. От этого в первую очередь будет страдать позвоночник и что самое неприятное - возможны травмы. С медицинской точки зрения, ношение чешек на время музыкальных занятий вреда здоровью ваших детей нанести не может, а вот если ваш ребенок будет носить чешки как сменную обувь в детском саду, проблемы могут возникнуть...

Правильный выбор чешек для ребенка — едва ли не основная составляющая при обучении и выступлениях. Чешки – это та же обувь и приобретать их необходимо строго в соответствии с правилами. Они должны быть мягкими и предельно комфортными. Только тогда в процессе ношения не будет никаких проблем – чешки прослужат долго и не подведут в самый ответственный момент.

Эта же обувь обязательна и для праздников. Ни у кого не возникает вопрос, почему в хореографических кружках и танцевальных школах дети занимаются в балетках. В театре в голову не приходит сопоставлять парадный костюм короля, изящное платье принцессы с их обувью - балетками. Мы воспринимаем балетное действие целостно: музыка, танец, пластика, которая в другой обуви была бы невозможна. Так и движения детей в танцевальных композициях на праздниках будут изящны, легки, естественны только в подобающей обуви. Некоторые родители сомневаются, что чешки будут плохо сочетаться с красивым, праздничным платьем. Именно этот момент дает волю вашей фантазии, и вы можете придумать различные украшения для чешек. Например, в виде бантика или цветка, украсить стразами, которые будут сочетаться с вашим платьем или костюмом и т. д. Также следует обратить внимание на цвет чешек: белые чешки не будут сочетаться с черными брюками мальчика, также как светлое воздушное платье девочки - с черными.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители чересчур увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков и модные джинсовые костюмы. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно.

Желаем вашим детям достичь больших успехов в музыкальной деятельности, получая от этого только положительные эмоции.

Роль родителей в организации утренников

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья(финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

Родителям необходимо помнить, что детский сад- только помощник в воспитании ребёнка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

Участие родителей в жизни детского сада не просто дань моде. Сама жизнь заставила педагогов быть ближе к семье и только вместе с ней решать проблемы дошкольников.

Требования ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДОО свидетельствуют о том, что организация дошкольного воспитания в России коренным образом меняется. И прежние нормы, требования к формам работы с детьми, к которым мы все так привыкли, уже не действуют.

Возрастает значимость работы с родителями, которым нужно разъяснить: роль музыкального воспитания для формирования личности ребёнка и дальнейшей его успешности, приоритет развития творческого воображения у дошкольников, влияние этой способности на успешность человека в других видах деятельности, необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье. Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

Системное планирование работы с семьёй по музыкальному воспитанию детей имеет своей целью – повышение педагогических знаний, культуры взаимоотношений, обучение родителей практическим умениям в музыкальном развитии детей.

Реализовать эти цели поможет участие музыкального руководителя в родительских собраниях, проведение консультаций по приоритетным вопросам музыкального воспитания детей, привлечение родителей к участию в праздниках, выполнение ими совместно с детьми домашних заданий и т.д.

Всё это поможет установить взаимосвязь с родителями, повысит мотивацию к сотрудничеству, позволит достичь положительной динамики в музыкальном воспитании. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживания, ваше активное участие в детских праздниках.

Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса даёт безграничные возможности развития творческого потенциала, партнёрских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребёнка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители – дети – педагоги.

«Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений в НОД являются:

  • укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох - длинный выдох)
  • тренировка силы вдоха и выдоха
  • развитие продолжительного выдоха

Работа над дыханием проводится перед пением или является самостоятельным видом деятельности. Я предлагаю вам разучить и использовать самим несложные упражнения А. Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на « Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»

Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений

необходимо соблюдать определенные правила:

  • вдох – громкий, активный9 просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)
  • выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот9 кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха
  • каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)

«Ладошки»

Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.

Ладушки ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к « зрителю».

На счет « раз» - хватательные движения ладошками ( сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох.

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.

«Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Я военный летчик!

И.п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.

Возвращаемся в исходное положение.

«Насос» ( Накачиваем шины)

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насос» – движение вниз - вдох. И.п. – выдох.

«Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет кошка.

И.п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И.П. на счет «два» движение в другую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

«Обними плечи!»

(вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я,

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю

Носиком вдыхаю!

И.п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.

Меняем положение рук.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

«Большой маятник! («Игрушка – неваляшка»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет.

Даже если кт мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.

На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох . Возвращаемся назад - выдох.

Литература: Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей..- М.: Айрис – пресс, 2007.

«Музыкальные инструменты своими руками»

Для гармоничного развития малышей в возрасте полутора-двух с половиной лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд - облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:

1. Шуршалки из пластиковой бутылки малого размера.

Из бутылок сок допили,

На полоски разделили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

2.Музыкальный браслет. Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.

Пуговицы нашли в квартире

И к резиночке пришили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

3. Погремушки из пластиковой бутылки малого и больших размеров. Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

Из бутылок сок допили,

В погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

4. Цветные трещотки. Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.

Все фломастеры отсохли,

Крышки склеили дорожкой.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

5.Музыкальные ключи. Собрать, примерно 5-6 штук плоских ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.

Мы ключи нашли в квартире,

И к брелочку прицепили

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

6. Колотушки. Изготавливаются, склеив клеем Титан две посудки от йогурта, предварительно положить внутрь один орех фундука. Внешне также оформить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

Йогурт - вкусненькая штучка,

Из посудки - колотушка.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

В заключение своей консультации хочу пожелать вам и вашим детям творческих успехов!

Как приучить ребёнка слушать музыку дома?

Первая рекомендация - создание в доме фонотеки. Мы советуем родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п.

Следующие этапы - пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Включите качественную запись музыкального произведения (желательно композитора-классика, например, «Рондо» Моцарта) на тихой звучности. И не ограничивайте деятельность ребёнка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребёнок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип восприятия уже знакомого произведения. Во время прослушивания музыки, у детей развиваются многие психические процессы, такие как:

  • Память
  • Образное мышление
  • Воображение, как один из важных процессов мышления.

Только сопоставляя услышанное со своим жизненным опытом, ребёнок научится чувствовать оттенки настроения в произведении, сможет узнавать персонажи по звучанию инструментов, и это будет способствовать расширению словарного запаса ребёнка. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу дошкольного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку. В слушании музыки важна доступность для понимания и изобразительность, откуда ребёнок сможет впоследствии черпать образы для своего творчества. Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью рекомендуется также фрагментальный просмотр вместе с ребёнком выборочных сюжетов полнометражного мультфильма работы студии Уолта Диснея «Фантазии» (классическая музыка известных композиторов в сочетании с мультипликационными образами на известные сказки, притчи). Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на неё, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Формируя музыкальное восприятие у детей, следует предлагать для прослушивания музыку разного характера, что вызывает у детей соответствующее эмоциональное состояние. Большая работа над восприятием музыки проводится в ДОУ при подготовке к Новогоднему празднику, в основу слушания музыки на занятиях положен балет П.И.Чайковского "Щелкунчик", музыка природы, песни о празднике. Дети слушают фрагменты балета, например, Марш, тему Щелкунчика, Китайский танец, Танец пастушков и Феи Драже, Вальс цветов. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

789

Правила поведения родителей на детском празднике.

***

Добро пожаловать на детский праздник к нам!

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех

Всегда звучат здесь песни, детский смех!

***

А чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей,

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

***

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтобы на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

***

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие, Вас

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

***

А если уж пришлось Вам опоздать,

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь,

Пройдите в зал, и у дверей садитесь.

***

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

***

Ещё хотим, друзья вам предложить,

Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть,

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами,

И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с Вами!

Детские новогодние утренники: что надо знать родителям.

Если вы думаете, что детские новогодние утренники — не ваше дело, ведь их устраивают «специально обученные люди», вы ошибаетесь. Ваша задача — правильно подготовить малыша, учитывая его возраст и особенности характера. Особенно, если в роли всем известного сказочного Деда перед ним планирует выступить… родной папа с бутафорской бородой.

Первый раз под елочку?..

Вот реальный пример из жизни. Как-то в младшую группу одного из детских садиков в гости пришел Дед Мороз. Переодетый в сказочного персонажа физкультурник этого же детсада основательно вошел в образ: важно расхаживал, стараясь не выронить из-под шубыподушку-живот, говорил басом, чинно постукивал посохом и читал стихи. Но неожиданно совершил серьезную ошибку: «А сейчас детишки, — сказал он двухлеткам, — я дуну, и ваши ручки и ножки замерзнут!». В тот же миг восторженные глазенки малышей наполнились страхом, а через минуту вся группа ревела… «Дед Мороз» и сам был обескуражен, ведь дети в старших группах смеялись его шутке.

Мораль, я полагаю, ясна всем? У маленьких детей нет чувства юмора, с ними нельзя шутить на равных. Позже, родителям малышей этой группы пришлось долго объяснять своим детям, что Дед Мороз добрый, что он пошутил, и что он не обижает детей, а любит и дарит им подарки.

Запомните: для малышей 2–3 лет Дед Мороз — такой же реальный персонаж как родители или бабушка с дедушкой. Поэтому все, что он говорит или делает, принимается ими «за чистую монету».

По мнению детских психологов, первые утренники, особенно новогодние, должны быть погружением в настоящую сказку. Любой праздник — это яркое событие, которое надолго (возможно, на всю жизнь!) останется в памяти ребенка. Праздники необходимы для развития фантазии и нервной системы малыша, навыков общения с внешним миром, расширения кругозора.

Лучший возраст для первого новогоднего утренника — полтора года. Лучшее место — небольшие детские клубы или студии, детский сад. Главное условие: камерность (на празднике ни в коем случае не должно быть толпы, малыши ее боятся), а присутствующие дети пусть будут ровесниками (от полутора до трех лет). Программа праздника должна быть ориентирована именно на малышей — максимально яркие и простые образы, знакомые персонажи, понятные слова.

Правила идеального утренника:

Детские новогодние утренники для самых маленьких не имеют строгого регламента, но некоторые правила на этих мероприятиях должны соблюдаться.

Утренник не должен длиться не более часа. Дети полутора-трех лет вполне способны удерживать внимание полчаса, именно столько может продолжаться спектакль или другое постановочное действие. После этого детям нужно самим «принять участие в спектакле» — побегать, попрыгать, поиграть с клоунами или сказочными персонажами.

Праздник должен проводиться в закрытом помещении, с комфортной температурой воздуха. Желательно, чтобы праздничные декорации и другие украшения были либо недосягаемы для малышей, либо безопасны. Например, стеклянные ёлочные шары нужно вешать на такую высоту, на которой дети их не достанут, провода не должны путаться под ногами, а розетки должны быть надежно укрыты.

Если для участия в празднике малышу нужен костюм, проследите чтобы он был максимально удобным и функциональным. Не вызывал проблем для похода в туалет или комфортно вмещал под собой памперс. Ребенок не должен перегреваться в своем симпатичном костюмчике, и, конечно же, не должен мерзнуть. Все эти нюансы вы сможете предусмотреть, если заранее узнаете, какой будет программа праздника: включает ли она подвижные игры или основным занятием малышей будет «созерцание».

Ростовым куклам не место на первом утреннике! Они могут напугать двух-трехлетнегоребенка. Карапуз еще не в состоянии воспринять «симпатичного» утенка размером с дом (ведь именно такой махиной кажется «утенок» с высоты детского роста).

Где «живут» утренники?

Детские новогодние утренники сегодня проводятся практических во всех центрах развития. Поэтому загляните в ближайший к вашему дому, и заранее узнайте программу праздника.

Мероприятия для малышей проводят и многие взрослые кафе и рестораны. Причем зачастую участие для детей бесплатное, а уровень

представления — первоклассный. Позвоните в свой любимый ресторан и откройте его для себя с новой стороны.

Но не стоит водить малыша на все «окрестные ёлки». Детям до трех лет достаточно одного-двухмероприятий в период всех новогодних каникул.

Не можете найти место достойное вашего наследника? Боитесь, что ребенок испугается чужих людей? Опасаетесь инфекции? Тогда смело устраивайте свой утренник дома (между прочим, до 1917 года в России именно так и было заведено).

Что нужно для идеального детского праздника на дому? Конечно же, дети! Пригласите в гости друзей, у которых есть малыши, скооперируйтесь с соседями. Три-четыре ребенка — идеальная группа для домашнего утренника. Дети в такой компании будут чувствовать себя вполне комфортно.

Чтобы превратить обычное утро в праздничное можно общими силами утроить кукольный спектакль или костюмированное представление, либо пригласить профессионалов со своей программой.

Если вы решите устраивать шоу самостоятельно, подготовьтесь заранее: выберите сценарий праздника и старайтесь его придерживаться — даже совсем маленькие дети обладают восприятием последовательности. Конечно, без импровизаций не обойдется, но придерживаясь определенной канвы, будет проще «выплыть в нужное русло».

Приглашая домой профессиональных актеров, заранее оговорите все детали: сколько места в комнате им потребуется, как расставить стульчики, нужно ли позаботиться о музыкальном или световом сопровождении, костюмах или призах для «зрителей» и т. д.

Прорепетируйте с ребенком его «номер» в программе (четверостищие или песенку), чтобы он не стеснялся и не боялся забыть текст: от того, каким запомнится малышу его «дебют на сцене», во многом будут в дальнейшем зависеть его коммуникативные способности.

И последнее. Украшая свой дом, не забудьте о разноцветных воздушных шарах. Дети их обожают не меньше, чем елку. И тогда праздничное настроение будет и у детей, и у их родителей.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку. Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие. Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

Консультация

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

Старший дошкольный возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Как показывает практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной художественной и т.д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Данное направление не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических практических рекомендациях (К.Орф, В.А. Жилин, Е.В. Рыбак, А.И, Буренина. Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств-экпрессивно - мимических, предметно- действенных и речевых. Способность к общению состоит:

Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)

Умения: («Я умею!»)

Знания норм и правила поведения: («Я знаю!»)

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план. В результате были сделаны следующие выводы. Коммуникативные знания, необходимо развивать, в том числе и в музыкальной деятельности. Для работы использую следующие методы наблюдение, беседы, естественный эксперимент.
Для успешной работы необходима помощь со стороны педагогов группы и привлечения родителей.

Музыка- искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков :

  • в разделе «Пение» использую методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»).
  • при слушании музыки обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.)
  • игра на музыкальных инструментах и в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
  • в разделе «Музыкально - ритмические движения» делаю акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнёра. Использую коммуникативные и народные, хороводные танцы, игры-приветствия, телесные и контактные игры.

Работа по развитию коммуникативной сферы детей продолжается и при проведении развлечений «По правил дорожного движения», «Веселые старты», « Богатырские состязания», « Масленица!» с участием родителей.

Таким образом современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Совет музыкального руководителя

123456

МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, РЕЧЬ.

Музыкально-пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст – период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, и объединив материалы разных авторов, я решила провести углубленную работу в этом направлении.

В свое время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок, Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом частушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли еще наши далекие предки. Это не просто народная пальчиковая игра под песенку-прибаутку. Это специальные упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, которые также развивают мелкую моторику, стимулируют нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, регулируют деятельность полушарий мозга.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Но эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель).

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов, возможно, предупредить и преодолеть имеющиеся у детей дефекты.

Проблемами взаимодействия различных специалистов при организации работы по профилактике и коррекции речевых дефектов у детей дошкольного возраста изучались многими авторами (Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркиной, и т. д.) На сегодняшний день особую актуальность приобретает организация такой модели работы, которая бы объединила усилия таких специалистов, как учителя - логопеда и музыкального руководителя.

Эта модель работы должна наиболее полно раскрыть содержание принципа комплексности, который предполагает тесное взаимодействие всех структурных компонентов сложной функциональной речевой системы и в связи с этим предусматривает воздействие на все её стороны.

Работа музыкального руководителя тесно связана с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста.

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или легкость, размах или сдержанность, и в тоже время содействует их непринужденности. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя и учителя – логопеда являются музыкально – пальчиковые игры.

В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр мы осуществляем с 2007 года.

При подготовке к занятию учитель – логопед осуществляет подбор речевого материала, а музыкальный руководитель – музыкального сопровождения, ориентируясь на возрастные, речевые и моторные возможности детей.

Мы предлагаем вам познакомиться с особенностями выполнения музыкально - пальчиковых упражнений и их видами. А музыкальное сопровождение не составит труда подобрать каждому музыкальному руководителю индивидуально.

Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

На начальном этапе, в возрасте ребенка до двух лет взрослый пальчиками малыша выполняет совместные движения.

Ближе к двум годам ребенок уже способен выполнять эти упражнения уже самостоятельно.

Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом педагог будет напевать, тогда текст пальчиковой гимнастики легко подхватывает малыш. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.

Виды пальчиковой гимнастики:

  1. Игры-манипуляции:
  • «Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
  • «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения:

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

  • «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
  • «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
  • Стенка, стенка, (потрогать щечки)
  • Потолок, (потрогать лобик)
  • Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
  • Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  • «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
  • «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
  • «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
  • «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
  • «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.

Советы родителям по музыкальному развитию детей

Формировать основы музыкальной культуры и развивать музыкальные способности ребёнка надо как можно раньше. Музыка совершенствует у ребёнка мышление, обогащает эмоциональную сферу, язык, память, воспитывает любовь к прекрасному.

Все музыкальные способности объединяются единым понятием «музыкальность»:музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость. Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма– для движения, танцев

и игре на музыкальных инструментах, а эмоциональная отзывчивость для прочувствования и осмысления содержания музыки и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Родители должны учить ребёнка понимать музыку, так как отвечают а его духовное развитие. Для этого:

  • можете выполнять под весёлую и ритмичную музыку различные физические упражнения, а во время рисования, лепки и письма фоном включать классическую спокойную, плавную музыку;
  • чаще танцуйте с ребёнком – это важно для наилучшего взаимопонимания и общения без слов посредством музыки;
  • насильно не заставляйте учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Важно желание самого ребёнка и «живой» пример родителей . В противном случае это может вызвать отвращение;
  • включайте определённые мелодии для подержания режима дня:

колыбельные (пойте их сами) перед сном, «Антошка» - перед обедом, песенка Вини Пуха перед прогулкой, народную музыку – фоном для игр.

  • для гиперактивного ребёнка необходимо чаще слушать спокойную музыку, исключить шумные компании, а больше занимать его музыкально-дидактическими играми. Плохоговорящему, заикающемуся ребёнку обязательно надо учиться петь или играть на флейте;
  • покупайте ребёнку музыкальные игрушки, вместе слушайте и обсуждайте содержание красивой классической музыки (Моцарта, Грига,

Чайковского, Шумана, Шуберта), а также народные песни, музыку природы (пение птиц, звуки моря), романтическую музыку без слов, выразительные оперные арии, джаз, блюз;

  • ходите с ребёнком на различные музыкальные спектакли, где много танцуют и поют: балеты Чайковского «Щелкунчик»,»Спящая красавица»,

«Золушка», в театр оперетты или смотрите их на ДВД. Регулярно смотрите мультфильмы с детскими песенками и музыкой;

  • воспитывайте воображение ребёнка: после прослушивания какой-либо мелодии нарисуйте те образы и цвета, которые возникают у ребёнка под данную музыку;
  • обязательно объясняйте ребёнку, что музыка многообразна и для каждого случая своя: для радости и грусти, для отдыха и работы, и что важно уметь подбирать музыку по ситуации и настроению;
  • обращайте внимание ребёнка на то, что громкая музыка может мешать окружающим и не каждая любимая вами мелодия нравится другим;
  • слушайте понравившуюся музыку периодически, а не целый день, иначе из источника радости она быстро станет обыденной и не заметной.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (903) 480 83 69

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти